Акустика репетиционной базы
Начнем с самого главного: выбора места, где будет располагаться ваша база, ведь если неправильно подобрать помещение, то деньги, потраченные на аренду и оборудование, с огромной вероятностью, окажутся выброшенными на ветер, и первая ваша репетиция запросто может оказаться последней.
РЕПЕТИЦИОННАЯ БАЗА
Здравствуйте, уважаемые читатели.
Помещение, которые вы предполагаете использовать для этих целей, должно соответствовать нескольким критериям:
1) Достаточная площадь помещения.
Необходимая вам площадь, в первую очередь, должна зависеть от количества людей, находящихся в помещении одновременно (от 8 до 12 кв.м. на одного человека), а также от размещаемого на вашей репетиционной базе оборудования. Лучше подбирать помещение так, чтобы оставалось немного свободного места: впоследствии, эта дополнительная площадь вам, скорее всего, пригодится.
2) Грамотная и надёжная звукоизоляция помещения.
Позаботьтесь о ваших соседях: сила звука во время репетиции может достигать 90-95 dB, а это означает, что в помещениях, соседствующих с вашим (при отсутствии правильной звукоизоляции) она может достигать от 40 до 50 dB.
Конечно, самый удачный вариант – подвал под магазином или большое помещение в гаражном комплексе. Выбирая локацию для своей репетиционной базы, помните о том, что вы не должны мешать окружающим вас людям, и, разумеется, никто не должен помешать вам.
Мощность звука на вашей репетиционной базе, даже при хорошей звукоизоляции, не должна превышать 25-30 Вт на кв.м. площади. Если вы попытаетесь на полную мощность включить комбоусилитель мощностью в 1,5 КВт в небольшой комнате вы, с большой вероятностью, повредите собственные органы слуха.
Также следует со всей серьезностью отнестись к выбору ударной установки: акустической или электронной. С электронной ударной установкой, как правило, не бывает особых проблем. Акустика же капризна - могут возникнуть серьезные проблемы с высокими и низкими частотами, и вам придётся раскошелиться еще и на дополнительное поглощение и специальный экран для ударной установки.
Если вы собираетесь пользоваться вашей базой в течение продолжительного времени, то вполне разумно потратить деньги на некоторые строительные работы по её отделке, и помимо звукоизоляции рекомендуется также изменить и профиль стен. Вы не ослышались – для хорошего звучания стены необходимо «поломать» таким образом, чтобы в помещении осталось как можно меньше параллельных поверхностей. Работы по звукоизоляции и по изменению профиля стен можно проводить одновременно.
В качестве звукоизоляционного материала можно использовать 40-50 мм панели ES-Heavy из вторично- вспененного ППУ плотностью 60 кг./ куб.м.Панели легко крепятся к стене на клей и специальные дюбели для утеплителя, например ROCS.
Для того, чтобы создать «ломаную» поверхность стен необходимо сделать каркас из бруса 50х50 или досок 30х100 мм. Такой каркас крепится при помощи прямых подвесов через вибропрокладки к стенам.
В качестве вибропрокладок под подвесы вы можете использовать любой эластичный материал – вспененную листовую резину, например. Отлично подойдут и вибропрокладки Vibro-Stripes из вторичного полиуретана, толщиной 10мм и шириной 6 см. Их можно подкладывать под места крепления подвесов и брусков к стене. Расстояние между брусками каркаса должно соответствовать ширине листов материала из которого вы собираетесь делать поверхность стен.
Лучше всего использовать для этих целей материал, имеющий высокий коэффициент поглощения звука, например, гипсокартон в один или 2 слоя или ДСП плиты. Мы предлагаем использовать для этих целей негорючие листы на основе цемента и древесной стружки – ES-SawDust. Эти плиты имеют толщину 25 мм, прекрасно сверлятся, распиливаются и т.д. С минимальным ошкуриванием поверхности их можно окрашивать водоэмульсионной краской на латексной или акриловой основе. Они исполняются в трех размерах 595х595 мм, 995х595мм, 1495х595 мм.
Эти панели прекрасно крепятся к каркасу саморезами. Саморез необходимо вворачивать на расстоянии не менее 15 мм от края плиты.
Углы помещения можно заполнить басовыми ловушками ES-BigBass на всю высоту стены. Если вы срезали углы, то в этих местах можно закрепить басовые ловушки ES-Jaws.
ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?
После того, как в вашем помещении будут готовы стены, необходимо определиться, как именно будет размещаться в пространстве все ваше оборудование: инструменты, комбоусилители, акустические системы, ударная установка и многое другое. Исходя из этого, будет строиться тактика акустической подготовки репетиционной базы.
Самым сильным источником звука на вашей репетиционной базе будет ударная установка. Именно с нее и следует начать. Универсальных рекомендаций на этот счет нет, но есть опыт многих успешных музыкантов, которым не стоит пренебрегать.
1) Ударную установку лучше ставить на виброизолированный подиум. Его можно сделать из достаточно толстого листа фанеры – 14-20мм с подклеенным с обратной стороны слоем плит ES-Heavy Floor толщиной 10 мм (любой плотности).
2) В небольших помещениях перед ударной установкой можно расположить акустический экран из акрилового органического стекла или поликарбоната, который будет приглушать звук, идущий внутрь помещения. Например, ES-Great Wall.
3) Стену за ударной установкой (располагать ее в углу не рекомендуется) можно обработать акустическим поролоном (например, ES-Pyramid 50 или 60), а так же можно сделать на ней зоны рассеивания из диффузоров ES-Heops. Можно также использовать естественный и искусственный камень с крупной текстурой.
4) Потолок над ударной установкой необходимо «подглушить» звукопоглощающими панелями.
5) Так как мы отгородили ударную установку от общего пространства, то придется либо поставить ему 2 монитора с левым и правым каналом общего звука, либо надеть на ударника наушники.
Так же требует некоторой обработки и место вокалиста.
В первую очередь, нужно располагать его подальше от ударной установки. Чтобы было меньше различных шумов в микрофоне, нужно обшить всю поверхность стены за спиной вокалиста акустическим поролоном на пару метров в обе стороны. Очень приветствуется использование специального акустического экрана для микрофона, так как он будет защищать микрофон от попадания посторонних звуков.
Заранее подумайте, чтобы микрофон не был повернут в сторону акустической системы. Желательно выбирать кардиоидный микрофон с узкой диаграммой направленности.
Остальные участки стен репетиционного зала можно равномерно закрыть поглощающими панелями на 20-50% . Их можно распределять с промежутками по стенам и потолку. Естественно, что в случае с репетиционной базой необходимо использование панелей достаточной толщины – Pyramid-50, Plain-50, Stripes-75 и толще. Это объясняется необходимостью поглощения большего количества звуковой энергии, а значит, есть необходимость в увеличении объема материала поглотителя.
Не стоит располагать акустические системы в углах помещения. Направление звукового излучателя мониторов и комбоусилителей рекомендуется делать не перпендикулярным к противоположной стене, а под углом. Их динамики должны быль направлены в сторону головы музыканта, иначе вы потеряете часть верхних частот, очень важных для гитаристов. Место для бас-гитариста выбирается ближе к ударной установке, чтобы он мог иметь зрительный контакт с барабанщиком.
Для того, чтобы не топтать провода и не путаться в них, рекомендуем заранее позаботиться о дополнительных розетках 220В и проводах для передачи звуковых сигналов. Рекомендуем использовать 2 отдельных кабель-короба на стене. Расстояние между ними должно быть в 20-30см, чтобы не было наводок и помех.
ПОГОВОРИМ О ПОТОЛКЕ...
В идеальном случае высота потолка в вашем зале должна соответствовать ширине и длине помещения. Лучше, если высота будет не меньше 2,7 – 3 м. Идеальные пропорции вашего помещения вы можете вычислить, например, при помощи так называемого «Золотого Сечения» или любыми другими способами из существующих. Потолок в репетиционной базе также желательно обработать, закрепив на нем звукопоглощающие панели, но сделать это можно и только над теми частями вашего помещения, где будут располагаться участники вашего музыкального коллектива. Для таких целей прекрасно подойдёт акустический поролон: пирамида в 40, 50 и 60 мм высотой. |
ПРОПОРЦИИ ПОМЕЩЕНИЯ
В заключении хочется сказать, что акустическая обработка помещений – вопрос очень субъективный, поэтому дерзайте, пытайтесь настраивать помещение под себя, добивайтесь наилучшего звучания любыми методами, а мы постараемся сделать для вас необходимые материалы и приспособления.
С пожеланием творческих успехов, коллектив EchoSlayer!